Требования к правилам по противодействию отмыванию доходов

С принятием Постановления Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188 (далее - Постановление N 1188), адвокаты, нотариусы, доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, указанные в ст. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), имеют четкие требования к содержанию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ).

 

В частности, субъектам ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ необходимо вести учет клиентов и обеспечивать выполнение правил внутреннего контроля, в рамках которых следует:

- идентифицировать и изучать клиентов;

- определять степень риска клиента до оказания ему услуг и пересматривать ее в процессе обслуживания клиента;

- выявлять операции (сделки), которые, по субъективному мнению, специального должностного лица организации или самого адвоката, нотариуса, индивидуального аудитора, могут быть направлены отмывание доходов или финансирование террористической деятельности;

- запрашивать дополнительные сведения о клиентах, его операциях (сделках);

- замораживать (блокировать) имущество клиентов, включенных в любой из перечней (а) перечень лиц, организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, б) перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в) организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности, и в отношении которых принято решение о замораживании их денежных средств или иного имущества Межведомственной комиссией) (далее при совместном упоминании - Перечни).

- при подготовке или осуществлении от имени или по поручению своего клиента следующих операции с денежными средствами или иным имуществом:

сделки с недвижимым имуществом;

управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, 

и при наличии любых оснований подозревать, что такие операции (сделки) могут направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма, предоставлять сведения об операции (сделке) в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 3-х рабочих дней.

 

Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ состоят из совокупности программ, которыми предусмотрены специальные механизмы контроля, ведется внутренний учет клиентов по категориям, обеспечивается мониторинг операций и хранится информация. Правила всегда утверждаются руководителем организации или непосредственно адвокатом, нотариусом, аудиторов или доверительным собственником.

 

Программы внутреннего контроля:

  1. программа организации системы внутреннего контроля;
  2. программа идентификации клиентов;
  3. программа изучения клиентов;
  4. программа оценки рисков и управления рисками;
  5. программа по выявлению подозрительных сделок или финансовых операций;
  6. программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества клиентов;
  7. программа по подготовке и обучению кадров;
  8. программа проверки системы внутреннего контроля;
  9. программа хранения информации и документов, полученных в результате осуществления мероприятий по ПОД/ФТ/ФРОМУ, предусмотренных правилами.

 

Правила внутреннего контроля оформляются в печатном или электронном виде, утверждаются руководителем организации или непосредственно нотариусом, адвокатом, аудитором, доверительным собственником. При этом специальное должностное лицо обязано обеспечить сохранность и исполнимость указанных правил.

 

Разработка совокупности программ возлагается на специальное должностное лицо организации или на самого нотариуса, аудитора, адвоката, которые обязаны обеспечивать своевременное принятие внутренних документов контроля в соответствии с Постановлением N 1188, принятым в обеспечение положений ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ. К специальным должностным лицам предъявляются квалификационные требования, в том числе наличие свидетельства о прохождении обучения в форме целевого инструктажа, выданного организацией-партнером МУМЦФМ в надлежащем виде и форме.

 

В частности, программа организации системы внутреннего контроля должна предусматривать порядок назначения специального должностного лица, его полномочия, обязанности, а также описывать систему внутреннего контроля, порядок взаимодействия сотрудников организации/ИП по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ, в том числе порядок и порядок внесения изменений в него. Кроме того, программа должна предусматривать порядок замещения ответственных лиц и иные условия организации контроля.

 

Программа идентификации клиентов включает перечень действий по проверке и установлению в отношении клиента, его представителя, бенефициарного владельца и выгодоприобретателя информации, и оценку полученных данных, с целью присвоения степени риска совершения клиентом операций, направленных на отмывание доходов или финансирование терроризма (степень риска клиента).

 

Мероприятия по идентификации клиента включают в себя:

  1. Сбор сведений о клиентах, их бенефициарных владельцев или выгодоприобретателей;
  2. Подтверждение достоверности представленных документов путем проверки оригиналов и их копий, а также государственных и информационных систем, содержащих сведения о клиентах.

 

Все субъекты Закона N 115-ФЗ обязаны внедрить и применять в отношении своих клиентов риск-ориентированный подход.

Материал статьи взят из открытых источников. 

 

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве:

7 (495) 128-75-18

7 (495) 664-66-34 

или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!